Все силы для Фронта! Мазутная кампания пороховиков в годы войны

Год памяти и славы в РФ

Начало 1943 года ознаменовалось неприятным сюрпризом. Использовав все запасы угля, который перестал поступать из Донбасса, заводская ТЭЦ перестроилась на использование мазута в качестве основного топлива. Однако две нефтеналивные баржи с мазутом приплыли к причалу по Волге за несколько дней перед ледоставом. Пока организовывали разгрузку барж, грянул мороз, река покрылась льдом. Речники, опасаясь за сохранность барж и мазута, по тонкому льду увели баржи в Аракчинский затон, который находился в двенадцати километрах от завода, где они окончательно вмерзли в лед. Производство оказалось на грани остановки, ТЭЦ резко сократила выработку электроэнергии и пара, обеспечивая лишь с большим трудом основные цехи.

Изучив обстановку, главный инженер М. Тропп, недавно назначенный на эту должность переводом с Тамбовского завода, предложил смелый и решительный, и, пожалуй, единственно возможный способ – проложить к затону ширококолейную ветку, поставить на разогрев замерзшего в баржах мазута специальный паровоз и перевозить мазут в нефтехранилища в цистернах. Прокладка железнодорожного пути, разогрев и перевозка мазута в условиях сильных морозов – все это потребовало от людей подлинно героического труда. Выполняли это задание в основном работники отдела капитального строительства, транспортного отдела и бойцы стройбата. Работа велась круглосуточно, шпалы укладывали на мерзлую землю с небольшой подсыпкой гравия. На ледяном ветру люди обмораживали лица, пальцы рук, буквально падали от усталости и нервного перенапряжения, но упорно продолжали дело. Мазут плохо поддавался разогреву, паровоз часто приходилось снимать на заправку водой. Пока цистерны заполнялись мазутом, пока подавались на место, мазут вновь успевал застыть, и его вновь требовалось разогреть, для того чтобы слить в нефтехранилища. На все это требовался не только тяжелый труд, но и затраты драгоценного топлива. Несколько недель беспрерывного аврального труда понадобилось для того, чтобы разморозить и доставить мазут на завод. Положение с топливом ТЭЦ нормализовалось, и она заработала без перебоев на полную мощность.

Непосредственное руководство «мазутной кампанией» осуществлял М.Тропп. Работоспособность, энергия этого щуплого на вид человека были поразительными. Никто не знал, когда он отдыхал. В любое время дня и ночи его можно было застать на месте – в рабочем кабинете или на наиболее трудных участках производства. Его организаторские способности, требовательность и в то же время тактичное отношение к подчиненным с первых дней пребывания на заводе выделяли его среди других руководителей, как человека слова и дела. В дальнейшем, работая в послевоенный период на разных должностях на заводе, Моисей Михайлович будет служить образцом для всех последующих главных инженеров. Деятельность его в годы войны высоко оценена. Он был награжден Орденом Ленина, Орденом Боевого Красного Знамени и многими медалями.

Герои «мазутной кампании» — строители ОКСа вместе с двумя батальонами стройбатовцев всегда были заняты исключительно срочной работой, так как наращивание производственной мощности, реконструкция отдельных участков, введение в строй объектов по проектам Особого технического бюро № 40 требовало выполнения большого объема строительно-монтажных работ. Реконструкция котельных ТЭЦ, старого азотного цеха, который приспособили для изготовления боеприпасов для «Катюш» проводилась по жестким графикам, о выполнении которых ежедневно в 11 часов вечера докладывали у начальника завода.

Ветераны вспоминали такой случай. Как-то вечером, проверяя выполнение работ, начальник ОКСа Б. Можаров и главный инженер ОКСа Н. Горев не застали на месте каменщиков, хотя работа была еще не окончена. Оказалось, что рабочие так обессилены, что свалились с ног. Не раздумывая, они встали на рабочее место, взяли в руки мастерки и, доделав то, что нужно было сделать, отправились в 11 часов на оперативку, доложить о выполнении графика в этот день.

Исключительно огромного напряжения потребовала от строителей реконструкция сернокислотного производства, мощность которого не отвечала потребности в кислоте. Для выполнения этой работы понадобилось свыше 800 тонн свинца и не один десяток специалистов – паяльщиков по свинцу. Уполномоченный Государственного комитета обороны установил жесткий срок реконструкции – полтора месяца. Необходимый материал, в том числе и дефицитный свинец, строители незамедлительно получили, рабочая сила имелась, за исключением паяльщиков. Пришлось собирать всех, даже престарелых пенсионеров. Их ежедневно по утрам привозили на машине на работу, а вечером отвозили по домам, организовали специальное питание по талонам. И люди сотворили чудо: реконструкция, на которую был установлен столь жесткий, казавшийся невозможным срок, была завершена досрочно. Когда об этом доложили в Москву, оттуда вместе с благодарностью за успешное выполнение задания последовало указание дать людям заслуженную передышку, устроить для них праздничный обед и хорошо накормить.

Также досрочно была проведена реконструкция нового азотного завода. Силами работников ОКСа был проведен кислотопровод из сернокислого цеха в пироксилиновый, что высвободило транспорт, крайне необходимый на других участках. В пироксилиновом цехе реконструировали здание под круговые аппараты, смонтировали пневмосушилку целлюлозы, а также аппарат для улова тумана серной кислоты в здании абсорбции. В эфирном цехе был построен по существу новый цех. В пороховом цехе реконструировали здание для установки «трехфазки», смонтировали шахтную провялку, рекуперационную установку, построили новое здание вымочки пороха, железобетонный резервуар для хранения воды. И это лишь часть важных капитальных работ, выполненных силами заводского ОКСа в период войны.

Десятки бригад строителей – плотники, каменщики, штукатуры, бетонщики, монтажники – работали не покладая рук, насколько хватало сил. Они выполнили долг перед Родиной. Назовем только несколько имен, хотя следовало бы назвать сотни. Это бригада плотников Шушарина, звено каменщиков Ухова, мастера Херувимов, Лобанов, мастер-монтажник Михайлов, прорабы пирогов, Наталичев, механик Бобин, начальники стройучастков поляков, Измайлов, стахановские бригады Белобородова, Валькова и Ташевцева.

Информация взята с сайта порохового завода

Вам также может понравиться...

Обсуждение закрыто.