Жизнеобеспечение

Год памяти и славы в РФ

С самого начала войны завод столкнулся с многочисленными вопросами жизнеобеспечения рабочих. Работники основных цехов, особенно матери малолетних детей, получая дополнительное питание в виде масла, сахара, молока, сами, как правило, им не пользовались, а старались в первую очередь накормить детей. Иждивенцы, в том числе и дети, получали по 300 граммов хлеба в день. В семьях, естественно, хлеб не делили на нормы, поэтому многие рабочие обедали в столовых без хлеба. Люди заметно теряли силы. Особенно тяжело приходилось мобилизованным из районов, которые жили в бараках или подселенным в квартиры.

Много страданий люди претерпевали от холода. Из-за отсутствия транспорта и мужской силы многие дома оставались на зиму без дров, а завод, занятый развертыванием производства, не мог в достаточной мере оказывать помощь в обеспечении топливом. В первую зиму на отопление пошло все, что горит — заборы, сараи. На базаре продавались дрова вязанками на одну заправку печи. Ребята школьного возраста, рискуя попасться леснику, рубили в лесу сучья сосен и на салазках в вечерних сумерках окружными путями тянули непомерный груз домой.

Один из важнейших жизненных вопросов – защита здоровья людей – тоже решать было непросто. Медицинская часть завода, состоявшая из пяти врачей, четырех фельдшеров и трех медсестер при одном здравпункте, к середине лета 1942 года была преобразована в поликлинику. Главным врачом ее был назначен известный и уважаемый во всей слободе опытный врач В. Дегтярев. На первых порах большую квалифицированную помощь пострадавшим во время взрывов и пожаров оказывали врачи госпиталя. На территории завода были созданы три здравпункта, которые обслуживались фельдшерами. На втором этаже поликлиники был развернут стационар на 50 коек. На заводе было оборудовано три санпропускника, которые рабочие завода и жители района проходили, чтобы избежать педикулеза. Очень своевременно в поликлинике был открыт малярийный кабинет, где заведующая А. Шаландина и две медсестры боролись с частыми среди населения приступами этой болезни с помощью хинных препаратов.

Поликлиника, медздравпункты, санпропускник, баня, малярийный кабинет – в годы войны были остро необходимы. С утра до позднего вечера молодое пополнение врачей – Кармаков, Ибрагимова, Страхова, Серазетдинова, Чернобровкин, Шавкунова, Камалова, Кузнецова, Каплун проводили мероприятия, предотвращающие возможные вспышки эпидемий, массовых заболеваний рабочих, какие наблюдались, например, на заводе в годы гражданской войны.

Не менее важной задачей, решаемой параллельно с другими насущными проблемами, было нефондовое обеспечение рабочих, детских учреждений и больниц продуктами питания. В начале 1942 года на заводе по приказу Наркомата был образован ОРС (отдел рабочего снабжения). Начальником его был назначен участник гражданской войны А. Кузьмин. За зимние месяцы он сумел укомплектовать штат отдела, решить все организационные вопросы, связанные с началом сельскохозяйственных работ.

Заводу был вновь приписан совхоз «Красный Сороковик» в качестве основной базы для обеспечения продуктами. Были получены земли под подсобное хозяйство и частные огороды на Сухой реке.

С ранней весны ОРС заблаговременно вел заготовку семенного картофеля в сельских районах Татарии. У частников Верхнеуслонского района, что находился на другой стороне Волги, было закуплено 30 дойных коров для совхоза «Красный Сороковик». Завод с весны выделял совхозу около 15 лошадей и направлял на постоянную работу девушек из одиноких мобилизованных. Директор совхоза Н. Никифоров и зоотехник В. Молев по-хозяйски использовали пополнение рабочей силой. Посевные площади под различные культуры были увеличены почти на 30%, начало развиваться животноводство. К осени в совхозе насчитывалось около 150 голов свиней и 80 дойных коров. В парниках подсобного хозяйства выращивали рассаду помидоров и капусты. На площади 30 гектаров был разбит фруктовый сад. Все это дало возможность заводу получить десятки тысяч тонн картофеля и овощей, тысячи тонн зерна, мяса и молочной продукции, что позволило значительно улучшить питание рабочих, служащих и членов их семей.

Широкий размах получило коллективное и индивидуальное огородничество. Под огороды были заняты все пустующие земли, прилегающие к заводу и поселку, все пустыри и непроезжие места на улицах и переулках – буквально все клочки земли. Завод со своего подсобного хозяйства оказывал рабочим всемерную помощь с семенным картофелем, семенами овощей и рассадой. С осени 1942 года большинство работников предприятия в значительной мере обеспечивалось на зиму картофелем и овощами со своих огородов. В период уборки в дальних районах, урожай перевозили машинами, лошадьми и на тележках. На уборку урожая выходили все, кто мог держать в руках лопату. Картошка была в основе всего питания, она поистине стала спасительницей людей.

В целях оказания материальной помощи многодетным рабочим и семьям фронтовиков была организована детская столовая, где за счет подсобного хозяйства дети получали бесплатное питание. Много внимания и заботы уделялось детскому дому, эвакуированному на содержание завода из прифронтовой полосы. Воспитанники его не чувствовали недостатка ни в питании, ни в одежде, ни в обуви.

Большую помощь работникам предприятия в создании условий для работы оказали заводские детские сады и ясли, работавшие круглосуточно, без выходных дней. Родители, находясь на производстве, знали, что их дети обеспечены надлежащим уходом, сыты и здоровы. Заслуженной славой в дни войны пользовался детсад № 55 во главе с энергичной, любящей свое дело заведующей А. Евдокимовой. Расположенный в бараках, в самой гуще рабочего поселения, этот сад стал образцовым даже среди всех садов города. Здесь, как в дружной родной семье, воспитывались также сироты и дети погибших в дни войны. Главное Управление Наркомата и ЦК профсоюза отмечали детсад № 55 завода № 40 и премировали заведующую и сотрудников.

Осенью 1942 года положение с питанием значительно улучшилось, главным образом, за счет совхоза «Красный Сороковик» и в какой-то степени за счет «второго фронта», как тогда называли американскую помощь. В столовых завода, в детских садах, в госпитале на второе к гарниру давали омлет, шпик, тушенку. К чаю – сухое молоко, сахарин, а то и сахар. В магазинах по талонам «жиры» выдавали белое, безвкусное масло, как позднее выяснилось, это был синтетический вазелин для смазки машин пищевой промышленности. Но люди все равно его брали, так как оно совершенно не имело запаха, и им пользовались как маргарином при жарке картошки.

Постепенно решался вопрос и с дефицитом дров, леса и пиломатериалов. Созданный на заводе лесной отдел, начальником которого был А. Коровин, на берегах рек и притоков Камы, Белой, Ветлуги заготавливал лес силами бригады из стройбата на выделенных заводу участках. К разливу рек в поймах были связаны плоты, которые буксиром завода были доставлены к берегам Казанки. Так как слободская пекарня обеспечивалась дровами с завода, от заводской лесопилки до пекарни была проложена узкоколейка. Восстановив старенький паровозик «кукушку» и несколько платформ, завод начал бесперебойную доставку дров в любое время года. Около техникума был оборудован дровяной склад, откуда по ордерам отпускались дрова работникам завода, семьям фронтовиков, детским садам. На лесопилке, кроме пилорамы, были установлены дисковые пилы, на которых бревна резались на удобную метровую длину. Деловой лес распиливали на пилорамах. Завод получил возможность обеспечивать пиломатериалом постепенно строившийся жилой дом.

Весной 1943 года для восстановления Сталинграда с лесопилки завода было в два приема отправлено 6 вагонов досок. Позднее пиломатериал отправляли и на восстановление города Орла.

Решение всех перечисленных выше жизненно важных вопросов было залогом успехов завода в его производственной деятельности не только в годы войны, но и в послевоенный период.

Несмотря на огромные трудности и нехватку продовольствия, коллектив завода не остался в стороне от общенародной помощи фронту. Уже в сентябре 1941 года на заводе началась кампания по сбору теплых вещей и обуви для фронтовиков. Пример завода был подхвачен трудящимися всей республики. В течение двух месяцев работниками было собрано более 50000 валенок, полушубков, варежек, теплого белья и портянок. Многие вносили целые комплекты одежды и обуви, вплоть до одеял, простыней и носовых платков. Сбор теплых вещей для фронта продолжался и в 1942 году.

Кроме этого, успешно прошел сбор средств в фонд обороны. Молодежь и комсомольцы собрали средства на танковую колонну «Комсомолец Татарии». К 25-летию Октября работники завода послали фронтовикам сотни посылок – подарков к празднику. В посылки вкладывали все, что удавалось собрать: водку, консервы, печенье, конфеты, одеколон, теплые перчатки, носки, кисеты. Общая стоимость посылок превысила 300 тысяч рублей.

В 1943 году на заводе прошел сбор средств на строительство боевых самолетов для Красной Армии. Только коллектив пироксилинового цеха собрал 300 тысяч рублей, о чем руководители цеха сообщили телеграммой И. Сталину. В ответ пришла телеграмма с братским приветом и благодарностью.

24 марта 1943 года на многолюдном собрании работников завода обсуждался вопрос о помощи в скорейшем восстановлении Сталинграда. В постановлении собрания было записано: отправить в город-герой 6 вагонов стройматериалов и инструментов; собрать 3000 книг для организации библиотеки; оказать денежную помощь в сумме 100 тысяч рублей; оборудовать детскую площадку на 100 человек; заготовить и отправить в апреле хозяйственную утварь: ведра, тазы, корыта, детские ванны, кухонную посуду – в количестве 3000 штук; отправить бригаду строителей для участия в работе по восстановлению Сталинграда. Подобная помощь и в дальнейшем оказывалась этому городу. На восстановительные работы выехало еще несколько бригад строителей. Осенью коллектив завода оказал помощь и освобожденному городу Орлу.

В период войны сотни работниц вступили в ряды доноров. За первые десять месяцев войны только в трех цехах завода доноры сдали более 30000 граммов своей крови для спасения жизни раненых бойцов и офицеров.

В конце февраля 1943 года на заводе с большим успехом прошел сбор средств в фонд Победы. Работники цехов вносили в фонд свой месячный и трехнедельный заработок. Средства эти были выделены на увеличение выпуска боеприпасов.

Информация взята с сайта порохового завода

Вам также может понравиться...

Обсуждение закрыто.