Особое техническое бюро НКВД (ОТБ-40) во время войны: создание пороха для «Катюши»

Год памяти и славы в РФ

Выполняя требования фронта в новейших образцах вооружения, коллектив завода в годы Великой Отечественной войны решил немало сложных задач по созданию новой техники.

Еще незадолго до ВОВ на территории НИИ-6 было организовано ОТБ (особое техническое бюро НКВД), которое 2 ноября 1941 года перевели на завод № 40, и оно стало именоваться ОТБ-40. В его составе выдающуюся роль сыграли эрудированные и опытные специалисты-пороходелы, репрессированные по обвинению во «вредительстве» и осужденные на длительные сроки заключения. Среди них были представители многих предприятий отрасли, в том числе и бывшие технические руководители завода Н. Путимцев, Р. Фридлендер, М. Швиндельман, Е. Шапиро, Г. Штукатер, Г. Шапиро, Д. Воробьев, М. Бельдер, О. Михайлусов, И. Силаев, А. Рябов, А. Приходько, М. Поляков и 67-летний бывший технический директор завода Владимир Владимирович Шнегас. Все они решением 4 отдела 1 Управления НКВД были отобраны из тюрем и лагерей.

Одной из наиболее важных задач, стоявших в то время перед Наркоматом боеприпасов, была разработка и освоение порохов к реактивным снарядам для секретной установки «Катюша». Для практического решения этой задачи была создана специальная, работавшая под строгим надзором группа во главе с Н. Путимцевым. Ведущим специалистом в этой группе был и В. Шнегас.

Заряды для реактивной артиллерии были отобраны и готовились из нитроглицериновых порохов. В связи с эвакуацией Тамбовского завода производство так необходимых фронту зарядов прекратилось. Других действующих предприятий, выпускающих нитроглицериновые пороха, в стране не было. Пироксилиновый порох по своим свойствам и форме, изготовленный по существующей технологии, оказался непригодным. В результате кропотливого труда и многих опытов была выяснена основная причина – он незакономерно горел, затухал при низких температурах.

Первые две попытки с одноканальными и трехлепестковыми формами не дали положительных результатов. В начале декабря 1941 года упорные поиски увенчались успехом. Созданные новые марки пироксилиновых порохов ПСЗ и ПС для реактивных снарядов М-8 и М-13 прошли всесторонние испытания и были приняты к производству. Опытная группа приступила к разработке и освоению технологического процесса по выпуску этих марок на имеющемся оборудовании. Решение этих задач позволило заводу обеспечить фронт реактивными боеприпасами. В июне 1942 года изготовление порохов под системы М-8 и М-13 составило около 30% от общего объема производства пороха на заводе.

В 1942-43 годы специалистам завода удалось разработать новые унифицированные составы пироксилинового пороха прогрессивной формы к снарядам М-8 и М-13, они рекомендовались в качестве заменителя нитроглицеринового пороха. От ПСЗ и ПС он выгодно отличался большей однородностью и баллистическим постоянством, меньшим числом компонентов, менее сложной технологией изготовления.

Другая сложная и важная задача была решена сотрудниками ОТБ-40 в освоении пироксилинового пороха для минометных зарядов, которые также готовились из нитроглицериновых порохов. В этом деле тоже было немало трудностей, поскольку эти заряды требовали стабильной баллистики, постоянства при низких и высоких температурах, полной герметизации элементов. В связи с тем, что комплектация зарядов отличалась большой сложностью, заводу пришлось изготовить совершенно новое оборудование.

К январю 1942 года ОТБ-40 разработало технологический процесс изготовления пороха ВТМ для 120-миллиметрового миномета и марку пороха П-45 для 82—миллиметрового миномета. В начале апреля в зарядном цехе приступили к серийному выпуску минометных боеприпасов, отправляемых непосредственно на фронт. В дальнейшем была проведена большая работа по улучшению и удешевлению минометного выстрела, а также по замене дефицитной нитропленки («лодочек») дешевой тканью. Путем использования стержневых воспламенителей добились уменьшения давления пороховых газов в трубке стабилизатора. Во время Великой Отечественной войны на Казанский пороховой завод было доставлено значительное количество английских кордитных и американских пироксилиновых порохов. Удельный вес этих порохов в общей сдаче выражался довольно высокой цифрой – 22%. Однако в чистом виде английские пороха для наших систем не подходили, так как давали перебои в работе автоматического оружия, разрывали орудия при низких температурах, не давали необходимой баллистики. Пороха поступали без достаточной технической документации, состав и свойства были неизвестны, в итоге их нельзя было использовать без тщательной проверки и изучения. В целях быстрейшего освоения английских порохов ОТБ-40 составило два сборника сведений, где подробно давалась методика подбора и смешения импортных и отечественных порохов, при которой устранялись указанные недостатки. Освоение методов пороховиков дало возможность эффективно изготавливать заряды для 76 мм дивизионной пушки, 85 мм зенитной пушки, 122 мм пушки А-19, а также для некоторых морских систем.

Выпуск отечественного пороха ВТ для патрона 57-Н-323 не обеспечивал потребностей фронта в винтовочных порохах. Поступивший американский порох ВТ не годился вследствие содержания в нем большого количества сернокислого калия. После отработки определенной методики эта продукция использовались как добавки к отечественным порохам ВТ, что позволило резко увеличить выпуск винтовочного пороха. За годы войны завод использовал в зарядах 4320 тонн пороха ВТ особой доставки (ОД), что дало возможность выпустить для фронта продукции ВТ в количестве более чем на 2,5 миллиарда патронов.

Продолжая кропотливую работу по отработке новых марок порохов, специалисты ОТБ-40 за короткий срок решили очень важную задачу по созданию изделия ВУ фл для нового 7,62-миллиметрового винтовочного патрона 7,62*39. В процессе отработки была изменена геометрическая форма зерна и усовершенствована технология его изготовления.

В 1944 году Наркомат боеприпасов поставил перед заводскими специалистами серьезную задачу – разработать комбинированный заряд для 100-миллиметровой пушки образца 1944 года. Новый заряд состоял из пороха двух марок: трубчатого – 130/50 и зернового – 15/1. Благодаря этому удалось 70% трубчатого пороха заменить зерненым, что увеличило производительность при изготовлении боеприпасов к названной пушке. В это же время была закончена отработка беспламенного выстрела к 45-миллиметровой морской пушке на основе применения стержневого пламегасителя с использованием для заряда пороха 7/7. Стержневые пламегасители применялись также для гашения дульного пламени и в таких ходовых артиллерийских системах, как 76-миллиметровая дивизионная пушка, 76-миллиметровые и 85-миллиметровые зенитные пушки. Согласно заключению ГАУ беспламенные выстрелы этих орудий дали хорошие результаты. Это явилось существенным облегчением для промышленности, так как исключало необходимость разработки и изготовления специальных марок порохов.

За годы войны ОТБ-40 Казанского порохового завода разработало и создало множество марок порохов и конструкций зарядов, необходимых для боевого оснащения армии и флота. К этим разработкам относится создание имитационных пакетов ИП, принятых на вооружение флота, отработка конструкций пироксилиновых шашек для снаряжения противотанковых гранат, установочных мин и целый ряд образцов для различных систем морской и полевой артиллерии.

Слава казанским пороходелам!

Информация взята с сайта порохового завода

Вам также может понравиться...

Обсуждение закрыто.