Гром среди ясного неба

Весна и начало лета 1941 года выдались холодными, не радовали людей солнцем и теплом. По-настоящему теплые дни установились только во второй половине июня. Все жили спокойно, радовались улучшению материального положения, снижению цен и разнообразию товаров, которые стали появляться в магазинах. Несмотря на то, что в Европе уже шла война, советский народ был полон оптимизма, безоговорочно верил своему вождю, могуществу и непобедимости Красной Армии.

Вот и в воскресенье 22 июня, воспользовавшись хорошей погодой, многие жители пороховой слободы по обычаю выехали за город, на массовки, организованные на живописных берегах озер Лебяжье, Глубокое и Светлое. Некоторые на лодках переплывали на остров Маркиз, знаменитый своими пляжами, купались, загорали, сидели с удочкой. Никто не мог и подумать, что на западе уже пылал огонь войны, что Минск подвергся жесточайшей бомбардировке.

Только в полдень на Волге и в лесу люди узнали: «Война!» Весть о выступлении по радио В. Молотова облетела все уголки и укромные места. К заводу вереницей с разных сторон стал стекаться народ. Вся слобода была на улицах, обсуждали выступление В. Молотова, делились соображениями, на улицах было тревожно. Никто не знал, что будет дальше, поэтому все тянулись друг к другу, спешили на завод, в коллектив. В цехах были организованы митинги. Позже состоялся многолюдный заводской митинг. Выступления ораторов были кратки, полны негодования к вероломному врагу, звучали патриотические призывы встать на защиту социалистической родины. «Такую подлость и вероломство фашистам нельзя простить! Сегодня мы, металлисты 8 цеха, на своем митинге дали честное слово работать не покладая рук, утроить, удесятерить производительность, чтобы помочь нашей армии выбить фашистских захватчиков с нашей земли», — сказал токарь Василий Филинов. С призывами сплотиться для победы над врагом выступали и другие ораторы.

Но на душе у всех было тяжело и беспокойно, в глубине подсознания многие думали, что случилось страшное и сколько ЭТО может продлиться, никто не знал. Хозяйственные люди, чаще среди пожилых людей и женщин, собрав все свои скудные сбережения, встали в очередь в магазинах и накупали продукты про запас, мыло и спички.

К вечеру в райкоме партии собрался партийно-хозяйственный актив Пороховой слободы. Начальник завода К. Иоффе и секретарь парткома С. Филиппов выехали в обком. Затем в управлении собрали всех начальников цехов и отделов. Главный инженер М. Игудин поставил задачи по приведению в действие мобилизационного плана на случай войны. По этому плану нужно было в течение нескольких дней провести огромный объем работ для обеспечения выполнения заданий военного времени. Необходимо было в короткий срок подготовить и сдать армии определенное количество автомобильного и гужевого транспорта, перевести всех работников завода на двенадцатичасовой рабочий день, организовать работы в две смены, «бронировать» персонально сотни ИТР и квалифицированных рабочих, с учетом уходящих в армию определить потребное количество рабочих, их практическое поступление и размещение. Для достижения максимальной производительности по технологии военного времени, нужно было немедленно ввести в действие все оборудование, находившееся на консервации.

Приехавшие из обкома Иоффе и Филиппов внесли в этот перечень еще ряд неотложных задач, призвали к усилению бдительности и ответственности. Кроме того, сообщили, что Советское Правительство отдало приказ Красной Армии выбить агрессора с территории СССР, но границу не переходить.

Таким остался в памяти современников первый день войны. В то время еще никто не мог предположить, что война продлится долго и потребует сверхусилий, героизма и самопожертвования, что предстоят такие испытания, такие экстремальные ситуации и лишения, которые выдержат не все, даже крепкие и здоровые люди.

Информация взята с сайта порохового завода

Вам также может понравиться...

Обсуждение закрыто.